(050) 422-28-60, (097) 562-22-31
Сумы, ул.Петропавловская, 62

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) является наиболее посещаемой достопримечательностью Парижа. Ежегодно около 13 миллионов человек пересекают порог этого шедевра французской готической архитектуры и центра католицизма Франции. Собор по праву считается одним из лучших образцов готической архитектуры в Европе и по своей популярности намного превосходит знаменитую Эйфелеву башню. Несмотря на насильственное прошлое и расположение в самом центре Парижа, древний собор привлекает своих посетителей тишиной и спокойствием. Далеко не самый крупный в мире собор является, наверное, одним из самых знаменитых, превратившись в знаковый символ Франции во всем мире.
Секрет обаяния древнего храма объясняется временем его рождения. Строительство нового собора началось в 1163 году, во время правления короля Людовика VII. В этот период на смену романскому стилю архитектуры приходила готика. Собор Парижской Богоматери стал одним из первых примеров готической архитектуры во Франции и в Европе, его скульптура и витражи существенно отличались от более ранней романской архитектуры. Именно синтез двух архитектурных стилей придал Нотр Даму такой неповторимый облик.
История Парижа и Собора Парижской Богоматери не разделимы. Здесь возносили молитвы Господу крестоносцы накануне крестовых походов. Французские революционеры уничтожали святыни Нотр Дама и преобразовали священный храм в светское помещение. Позже Наполеон короновал себя здесь императором, приняв корону из рук папы Пия VII. Около Собора Президент Франции Шарль де Голль праздновал победу во Второй мировой войне. Впрочем, обо всем этом по порядку.
На месте нынешнего Собора Парижской Богоматери когда-то располагались кельтские святилища, затем римляне построили храм поклонения Юпитеру. В шестом веке король франков Хильдеберт I построил великолепную христианскую базилику. По инициативе епископа Мориса де Сюлли и при поддержке короля Людовика VII, в 1163 году старинную церковь разрушили и приступили к сооружению Собора Парижской Богоматери. Окончательное строительство завершилось примерно в 1345 году.
Во время правления Людовика XIV и Людовика XV Собор постигла участь большинства других монументов готической архитектуры, считавшихся в то время "варварским искусством". В результате реконструкции храм потеря свой первоначальный облик, большинство его витражей заменили обычным стеклом, много декоративных орнаментов, скульптур, горгулий убрали с собора, посчитав их предметами, утратившими художественную ценность.
Но все это меркнет по сравнению с тем, какие испытания Нотр Дам пережил во время Французской революции (1793 год). Сначала Собор Парижской Богоматери освятили в Культ Разума, потом в Культ Верховного Существа, а затем и вовсе превратили в склад для хранения продовольствия. Все предметы, имеющие хоть какую-то ценность, разграбили или уничтожили. Наибольший урон понесла Королевская галерея, состоящая из 28 скульптур царей Иудейского царства. Скульптуры разбивали, обезглавливали, их головы отдали коммунам Парижа в качестве трофеев. По сравнению с другими храмами Франции, Нотр Дам пострадал больше других, поскольку Париж находился в самом центре происходящих событий, и революционная вакханалия бушевала здесь особенно сильно. Храм пришел в упадок, и ему угрожало полное разрушение.
Виктору Гюго было всего лишь 28 лет, когда он написал роман "Собор Парижской богоматери". События в романе происходят в Париже в эпоху средневековья и описывают горбуна Квазимодо, звонаря собора, и его неразделенную любовь к красивой танцовщице, цыганке Есмеральде. Главным героем опубликованного в 1831 году романа стал готический собор Парижа, который в то время планировали снести либо модернизировать. Благодаря талантливому произведению молодого и неравнодушного к происходящему писателя, Собор Парижской Богоматери предстал "книгой в камне", ценной памяткой готической архитектуры, которую нужно дорожить и лелеять. Читающая публика услышала послание писателя. Публикация романа в 1831 году сделал Виктора Гюго одним из самых известных писателей Франции, и вызвала всплеск интереса к готике и судьбе Собора. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников.

 

Специальные предложения Рассылка новостей